Владельческий коучинг, коучинг ТОР-менеджеров

 

Коучинг для владельцев и ТОР-менеджеров – форма развития, благодаря которой можно:

 - раскрыть свои «внутренние резервы», потенциал

 - увидеть собственные ограничивающие, сдерживающие факторы

 - перефокусироваться и посмотреть на проблему, сложную ситуацию, более масштабно и объёмно, увидеть решения вне поля стандартного восприятия

 - выработать решения по интересующему вопросу, разработать план действий

 - активировать творческое мышление и найти нешаблонные способы достижения желаемого результата 

 - создать качественный план развития  или открытия бизнеса, направления либо других  изменений в бизнесе и мн.др.

Коучинг для владельцев и ТОР-менеджеров отличается от просто коучинга тем, что ответственность коуча в этом случае намного выше. Поскольку речь идёт о бизнесе, иногда о нескольких бизнесах, и цена ошибки для владельца или ТОРа может быть довольно высока, коучу, который специализируется на владельческом коучинге, необходимо обладать:

 - бизнес-опытом либо обширной консультационной практикой

 - пониманием того, какие основные вопросы мучают владельца (ТОР-менеджера), как он мыслит, чем живёт, иными словами, понимание менталитета владельца

 - соответствующим жизненным опытом

 - превосходными навыками коуча и личной харизмой

 

Коуч-сессии для владельцев (ТОР-менеджеров) проводятся по 2 направлениям:


1. Бизнес- коучинг

Популярные запросы на бизнес- коучинг - "найти решение":

  • Создать новые идеи или продукты для бизнеса
  • Разработать стратегию продвижения (как новых, так и существующих продуктов)
  • Выработать новые решения, новые идеи для улучшения бизнес-процессов в организации
  • Найти способы как усилить команду
  • Выработать решения как увеличить денежный поток в компанию, усилить продажи
  • Научиться управлять в коуч-формате, что даёт максимальную эффективность по результатам команды, экономию времени и сил руководителя

2. Коучинг для личного развития
Популярные запросы на коучинг для личного развития – "найти решение":

  • какая деятельность приносит моральное и материальное удовлетворение
  • как зарабатывать деньги на той деятельности, которая нравится, но заработка не приносит
  • как повысить самооценку, веру в себя
  • как определить и проработать «внутренние» сдерживающие факторы
  • как развить определенные личностные качества
    и мн.др.

Некоторые вопросы и ответы по коучингу, которые могут помочь Вам определиться:

(выдержки из интервью с Мариной Нестерук, владельцем бизнеса, котрая прошла обучение коучингу, а также в своё время интенсивно пользовалась услугами коучей и консультантов)

 

В каких случаях коучинг может быть показан владельцу компании? почему он должен из альтернативных инструментов (консультирование, обучение, консалтинг) выбрать именно коучинг?

Не должен. Может выбрать, если коучинг ему подходит.

А) Коучинг подходит тем людям, которые испытывают потребность в изменении, обучении, развитии. Добросовестный коуч откажется работать с клиентом, у которого нет этой потребности.
Б) В нашей украинской реальности владелец компании зачастую является и ее создателем. Но когда создано жизнеспособное бизнес-предприятие, следующий этап – осторожно «отпустить» компанию в самостоятельную жизнь. И тогда владелец встает перед дилеммой – получать удовольствие от достигнутого результата или создавать новый бизнес, выбрать новый вид деятельности, новую сферу интересов. Коучинг может помочь сделать принципиально новый выбор, а не клонировать компании, расширять сети, завоевывать новые территории. Либо уяснить, что всего этого Вам уже не нужно. Это тоже результат.
В) Коучинг может быть полезен в тех случаях, когда человек, до сих пор работавший в качестве наемного работника либо вольнонаемного специалиста, хочет создать свой собственный бизнес.
Г) Когда  предприниматель хочет стать инвестором.


 

На кого, в первую очередь, ориентирована услуга бизнес-коучинга?

       Как следует из названия, на человека, определяющего, моделирующего и отслеживающего бизнес-процесс – владельца бизнеса, управляющего, директора, топ-менеджера, руководителя подразделения.  Бизнес- коучинг может происходить  как в формате индивидуального консультирования, так и быть составной частью корпоративного коучинга.

 

Персональный и корпоративный коучинг. Каковы задачи каждого вида? Когда нужен корпоративный коучинг?

        Отвечая на этот вопрос, хотелось бы уточнить смысл используемых понятий ( представители разных школ коучинга по-разному интерпретируют эти понятия)
        Персональный, индивидуальный, life-coaching,  жизненный коучинг, развивающий, – с моей точки зрения, эквивалентные понятия. Это коучинговый подход, применяемый к любым аспектам жизни клиента (у моих клиентов - от выйти замуж до создания собственного бизнеса). В этом случае клиент нанимает коуча для себя, выступает клиентом и заказчиком в одном лице. Потребность в таком коучинге возникает тогда, когда  для человека актуальна потребность личностного роста, развития,   изменения.
Результатом такого коучинга будет решение конкретной поставленной задачи.  Кроме того, клиент коуча погружается в увлекательнейший процесс познания самого себя, начинает осознавать, как именно он воспринимает окружающий мир, интерпретирует   реальность, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Осознание своих ментальных моделей, управляющих принципов, социальных ролей позволяет увидеть другие возможности, которые ускользают при привычной интерпретации реальности. Единожды познав себя, человек может самостоятельно управлять своим обучением и развитием, может стать коучем для себя, своего бизнеса, своего окружения.
Это кроме решения конкретно поставленной задачи.

 

Как строится стандартная схема индивидуального коучинга во времени?

       В методике B-COACH-2 обычно проводится 1 получасовая сессия в неделю, очно, по скайпу или телефону. Длительность взаимодействия с коучем – от одного до трех месяцев (4 -12 сессий), в зависимости от сложности поставленной задачи. НО! Ничто не является догмой! При необходимости и по взаимной договоренности могут меняться формат сессий и частота встреч, способы проведения сессий и т.д. Важно помнить, что работа с коучем происходит как во время сессий, так и в межсессионный промежуток, поскольку присутствие коуча (даже виртуальное) в реальности клиента вынуждает постоянно концентрировать внимание на решаемой задаче.

Корпоративный, бизнес-коучинг,  коучинг в организации – коучинг, применяемый для оптимизации бизнес-процесса.
В этом случае всегда есть:
 заказчик – человек или группа людей, принимающие решение о примении коучинга и оплачивающие даную услугу.
клиент – человек или группа людей, к которым будет применяться коучинг.
Схема взаимодействия с корпорацией более сложная.
1-й этап -  докоучинговое взаимодействие с заказчиком – переговоры, в результате которых станет ясно, подходит ли коучинг в даной конкретной ситуации, либо оптимальным решением для заказчика будет консалтинг, обучение, экспертиза. Этот этап, как правило, бесплатный.

2-й этап -  «обзор работ». Задача этого этапа – определить, что должно быть сделано и кто должен в этом участвовать. Результат этого этапа – предложение тех мероприятий, которые, по мнению коуча, необходимы для решения поставленных задач; план мероприятий со сроками, стоимостью работ, форматом и т. д. Этот документ обсуждается с заказчиком, и на его основе заключается договор. На этом этапе может происходить интервьюирование, тестирование, опрос руководителей и персонала. Этот этап оплачивается, поскольку с одной стороны, требует значительных затрат времени и сил, с другой – по его итогам заказчик может решить поблему при помощи других специалистов или внутренних ресурсов.

3-й этап – собственно коучинг организации. Его результат – адекватное распределение власти, ответственности и подотчетности в организации.
Длится он до трех месяцев (иногда больше – в зависимости от размера организации и объема решаемых задач).

4-й этап – возможен по желанию заказчика. Это этап развития клиента (организации), его способности выполнять более сложные задачи, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, развитие лидерских качеств, эмоциональной компетентности.

 

Говорят, опыт - лучший наставник. В чём преимущества коучинга перед самостоятельной работой?

     В коучинге используется интереснейший психологический феномен – эффект Хотторна: любой человек, решающий свою задачу в одиночку, приходит к одному выводу. Но если ту же проблему проговаривать вслух в присутствии другого человека, процесс мышления и принятия решения изменяется. Появляются другие возможности, варианты, другое толкование окружающей реальности. С этим явлением связан облегчающий эффект исповеди у священника и дружеской беседы. Коуч – обученный специалист, может не только присутствовать, но и отслеживать Ваш процесс мышления, давать Вам обратную связь и при этом оставаться нейтральным. Не оценивать и не судить. Клиент коучу не подотчетен. Он самостоятельно принимает решения. Это взаимодействие по варианту «взрослый – взрослый».

В чём отличие коучинга от консультирования и психотерапии?

Психотерапия - это помощь людям в преодолении личностных кризисов, переживании стрессовых ситуаций. Как правило, психотерапия – это всегда о прошлом, иногда о настоящем. Коучинг – о настоящем и будущем. Психотерапия больше работает с эмоциональным состоянием человека, её основной результат - у человека сглаживаются внутренние конфликты, он лучше себя понимает, может принять реальность, которая есть, не виня себя или других за это; может отработать какие-то нерешённые эмоциональные вопросы, оставшиеся в прошлом. Коучинг - направлен на самореализацию человека, то интеллектуальное, деловое поле, в котором он находится, и соответственно помогает человеку стать таким, каким он хочет быть.


Консалтинг – это процесс привлечения к решению задачи специалиста –профессионала, компетентного в данной сфере бизнеса, например это может быть эксперт в маркетинге, или оптимизации бизнес-процессов, или стратегическом планировании, или постреоние дистрибуционной сети. Как правило, консультант знает, как решить конкретную проблему, но не  может дать универсальный рецепт. В результате клиент, сталкиваясь с новой задачей, снова обращается к консультанту. Коучинг же  делает клиента более автономным, компетентным - освоив технологию коучинга, клиент через некоторое время может действовать уже самостоятельно.

Кто такой коуч? должен ли он быть терапевтом, бизнесменом? какие критерии профессионализма коуча? как понять, что совершенно незнакомому человеку мы можем доверить свои коммерческие и личные тайны, результаты?

Коуч – это, в первую очередь, человек с высоким уровнем самоосознания, отдающий себе отчет в том, как он думает.
Во - вторых, человек обученный определенным моделям мышления.
В - третьих – эмоционально интелигентный, способный к безоценочному суждению, нейтральности.
В -  четвертых – обладающий определенным жизненным опытом (не обязательно, но коучинг – одна из немногих профессий, в которых возраст – это плюс. Например, в Германии коучем может стать только человек старше 35 лет). Хорошо, если есть опыт работы в бизнесе либо профессиональные знания и навыки в других сферах – если клиенту нужно – можно перейти из коучинг-режима в режим консультирования, поделиться опытом (в коучинге, в отличие от психотерапии, это допустимо). Но это скорее исключение, чем правило.

Как понять, можно ли доверять коучу?

-во-первых – по пути, которым Вы найдете этого специалиста: желательно, чтобы Вам его порекомендовали люди, которых Вы знаете, либо надёжный провайдер, который специализируется на коучинге;
-во-вторых - Ваше личное впечатление при первой встрече (доверяйте своей интуиции);
-в-третьих – если речь идет о коммерческой тайне и ущерб в случае утечки информации будет  велик, можно официально заключить договор, включающий пункт о юридической ответственности коуча за разглашение информации (если, конечно, коуч после этого не напугается до заикания и не откажется с Вами работать);
в-четвертых – попросите прочесть резюме коуча и соберите любую доступную информацию об этом человеке;
-и последнее – любой коуч отдает себе отчет в том, что его деятельность сродни работе врача, священника или психолога – и строго конфиденциальна. Нарушение конфиденциальности ведет к подрыву репутации профессионала.
 В США и Западной Европе существуют ассоциации коучей, у которых можно получить информацию о специалисте. На территории СНГ этот институт еще не сложился.

 

Проблема зависимости коуча и клиента - становясь клиентом, не получаю ли я "привычку",  зависимость от коуча?

          Зависимость возникает при построении взаимодействия по схеме «родитель – ребенок». При взаимодействии «взрослый-взрослый» зависимость не возникает. Клиент принимает свою ответственность за себя и свои действия, коуч – свою профессиональную ответственность.
 

Дополнительная информация:

Резюме коучей Агентства "Технологии роста"

Что такое бизнес-коучинг-предприятий?

Как обучиться коучингу в Школе коучинга?

Как проходит индивидуальная коуч-сессия?

Как обучают коучингу всю организацию?

Можно ли пройти обучение коучингу в индивидуальном формате? 

Узнать больше о коучинге - Коучинг как новый стиль менеджмента (Выдержки из книги Джона Уитмора "Коучинг высокой эффективности" . /пер.с англ. - М,:Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - С.168)

 

Ваши действия?

Заказать коуч-сессию, проконсультироваться: (044) 221-85-66, (067) 504 37 67, (050) 445-37 04

do_re_mi@ukr.net 

info@rost.biz.ua 

Перейти в график открытых тренингов 

Посмотреть  1-дневный тренинг для руководителей по коучингу

Посмотреть программу корпоративного обучения коучингу

Посмотреть корпоративные тренинги для руководителей

 

Зарегистрироваться для обучения коучингу, получить консультацию по организационным вопросам:

 

 

        Позвонить:

(044) 221 85 66

(050) 445 37 04
 (067) 504 37 67

do_re_mi@ukr.net 

info@rost.biz.ua 

 


  

Обратная связь
Kонтактное лицо*:
Телефон*:
E-mail*:
Сообщение*:
* помечены обязательные поля