Вопросы и ответы по коучингу. Интервью Марины Нестерук

 

Вопросы и ответы по коучингу. Интервью Марины Нестерук

 

Объясните в доступной форме, что есть коучинг, чем отличается от консультирования и терапии, какие результаты приносит.
 
         Коучинг  - это один из способов научиться эфективно обучаться. Возник он в 90-х годах 20-го века. Это был период появления таких новых способов коммуникации, как Интернет, мобильная связь, скайп и т. д.  Новые коммуникации выдвинули новые требования к использующим их людям. В первую очередь к способности приобретать и усваивать новые знания и навыки – то есть обучаться. В настоящее время  успех любой коммерческой организации зависит от скорости применения новой информации к текущим операциям, проблемам, возможностям.

       Большинство из нас прошло обучение одним и тем же стандартным способом – в школе, колледже, институте, университете. Мы учились читать, писать, считать, решать логические задачи, запоминать информацию. В данном случае физиологическим субстратом такого обучения является неокортекс – большие полушария мозга с их корой. Неокортекс способен обучаться быстро, за один проход. И характер его деятельности ассоциативен. Он вплетает новые знания в уже имеющуюся информационную сеть. Он сохраняет когнитивные (познавательные) и механические навыки. Приблизительным способом оценки работы коры головного мозга является определение коеффициента интеллекта и оценка успешности обучения в академических условиях.


            Американские академики Д. Майер и П. Саловей установили, что скорость обучения зависит от связи обучения и эмоций – эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – способность воспринимать, интегрировать, понимать и рефлексивно управлять собственными чувствами и чувствами других людей. Эмоциональный интеллект «живет» в подкорковых структурах головного мозга. В том числе и в лимбической системе, которая отвечает за формирование эмоций. Эта часть мозга более древняя в филогенетическом отношении, чем кора больших полушарий. Она обучается не так, как неокортекс. Ее способ обучения – через повторение на практике определенных моделей поведения.  Коучинг позволяет осознать те модели, которые человек уже использует в своей деятельности и увидеть возможность создания и применения новых моделей мышления, восприятия реальности, поведения и установления причинно-следственных связей.
Главная задача коучинга – помочь человеку стать таким, каким он хочет быть.

 Коучинг – это:
- со стороны коуча -  управление процессом эффективного обучения и развития;
- со стороны клиента – еше один  способ точно определять цели и решать поставленные задачи.

Отличие коучинга от консультирования и психотерапии:

Психотерапия - это помощь людям в преодолении личностных кризисов, переживании стрессовых ситуаций. Сопровождается установкой диагноза, анализом, лечением (иногда даже медикаментозным). Как правило, психотерапия – это всегда о прошлом. Коучинг – о настоящем и будущем.
Консалтинг – это процесс привлечения к решению задачи специалиста –профессионала, компетентного в данной сфере бизнеса. Как правило, консультант знает, как решить конкретную проблему, но не  может дать универсальный рецепт. В результате клиент обречен обращаться к консультанту каждый раз, когда появляются другие проблемы. Коучинг – делает клиента более автономным, компетентным.

 

Кто такой коуч? должен ли он быть терапевтом, бизнесменом? какие критерии профессионализма коуча? как понять, что совершенно незнакомому человеку мы можем доверить свои коммерческие и личные тайны, результаты?

Коуч – это, в первую очередь, человек с высоким уровнем самоосознания, отдающий себе отчет в том, как он думает.
Во - вторых, человек обученный определенным моделям мышления.
В - третьих – эмоционально интелигентный, способный к безоценочному суждению, нейтральности.
В -  четвертых – обладающий определенным жизненным опытом (не обязательно, но коучинг – одна из немногих профессий, в которых возраст – это плюс. Например, в Германии коучем может стать только человек старше 35 лет). Хорошо, если есть опыт работы в бизнесе либо профессиональные знания и навыки в других сферах – если клиенту нужно – можно перейти из коучинг-режима в режим консультирования, поделиться опытом (в коучинге, в отличие от психотерапии, это допустимо). Но это скорее исключение, чем правило.

Как понять, можно ли доверять коучу?

-во-первых – по пути, которым Вы найдете этого специалиста: желательно, чтобы Вам его порекомендовали люди, которых Вы знаете, либо компания, с которой Вы сотрудничаете;
-во-вторых - Ваше личное впечатление при первой встрече (доверяйте своей интуиции);
-в-третьих – если речь идет о коммерческой тайне и ущерб в случае утечки информации будет  велик, можно официально заключить договор, включающий пункт о юридической ответственности коуча за разглашение информации (если, конечно, коуч после этого не напугается до заикания и не откажется с Вами работать);
в-четвертых – попросите прочесть резюме коуча и соберите любую доступную информацию об этом человеке;
-и последнее – любой коуч отдает себе отчет в том, что его деятельность сродни работе врача, священника или психолога – и строго конфиденциальна. Нарушение конфиденциальности ведет к подрыву репутации профессионала.
 В США и Западной Европе существуют ассоциации коучей, у которых можно получить информацию о специалисте. На территории СНГ этот институт еще не сложился.

 

На кого, в первую очередь, ориентирована услуга бизнес-коучинга?

       Как следует из названия, на человека, определяющего, моделирующего и отслеживающего бизнес-процесс – владельца бизнеса, управляющего, директора, топ-менеджера, руководителя подразделения.  Бизнес- коучинг может происходить  как в формате индивидуального консультирования, так и быть составной частью корпоративного коучинга.

 

Персональный и корпоративный коучинг. Каковы задачи каждого вида? Когда нужен корпоративный коучинг?

        Отвечая на этот вопрос, хотелось бы уточнить смысл используемых понятий ( представители разных школ коучинга по-разному интерпретируют эти понятия)
        Персональный, индивидуальный, life-coaching,  жизненный коучинг, развивающий, – с моей точки зрения, эквивалентные понятия. Это коучинговый подход, применяемый к любым аспектам жизни клиента (у моих клиентов - от выйти замуж до создания собственного бизнеса). В этом случае клиент нанимает коуча для себя, выступает клиентом и заказчиком в одном лице. Потребность в таком коучинге возникает тогда, когда  для человека актуальна потребность личностного роста, развития,   изменения.
Результатом такого коучинга будет решение конкретной поставленной задачи.  Кроме того, клиент коуча погружается в увлекательнейший процесс познания самого себя, начинает осознавать, как именно он воспринимает окружающий мир, интерпретирует   реальность, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Осознание своих ментальных моделей, управляющих принципов, социальных ролей позволяет увидеть другие возможности, которые ускользают при привычной интерпретации реальности. Единожды познав себя, человек может самостоятельно управлять своим обучением и развитием, может стать коучем для себя, своего бизнеса, своего окружения.
Это кроме решения конкретно поставленной задачи.

 

Как строится стандартная схема индивидуального коучинга во времени?

       В методике B-COACH-2 обычно проводится 1 получасовая сессия в неделю, очно, по скайпу или телефону. Длительность взаимодействия с коучем – от одного до трех месяцев (4 -12 сессий), в зависимости от сложности поставленной задачи. НО! Ничто не является догмой! При необходимости и по взаимной договоренности могут меняться формат сессий и частота встреч, способы проведения сессий и т.д. Важно помнить, что работа с коучем происходит как во время сессий, так и в межсессионный промежуток, поскольку присутствие коуча (даже виртуальное) в реальности клиента вынуждает постоянно концентрировать внимание на решаемой задаче.

 

         Корпоративный, бизнес-коучинг,  коучинг в организации – коучинг, применяемый для оптимизации бизнес-процесса.
В этом случае всегда есть:
 заказчик – человек или группа людей, принимающие решение о примении коучинга и оплачивающие даную услугу.
клиент – человек или группа людей, к которым будет применяться коучинг.
Схема взаимодействия с корпорацией более сложная.
1-й этап -  докоучинговое взаимодействие с заказчиком – переговоры, в результате которых станет ясно, подходит ли коучинг в даной конкретной ситуации, либо оптимальным решением для заказчика будет консалтинг, обучение, экспертиза. Этот этап, как правило, бесплатный.

2-й этап -  «обзор работ». Задача этого этапа – определить, что должно быть сделано и кто должен в этом участвовать. Результат этого этапа – предложение тех мероприятий, которые, по мнению коуча, необходимы для решения поставленных задач; план мероприятий со сроками, стоимостью работ, форматом и т. д. Этот документ обсуждается с заказчиком, и на его основе заключается договор. На этом этапе может происходить интервьюирование, тестирование, опрос руководителей и персонала. Этот этап оплачивается, поскольку с одной стороны, требует значительных затрат времени и сил, с другой – по его итогам заказчик может решить поблему при помощи других специалистов или внутренних ресурсов.

3-й этап – собственно коучинг организации. Его результат – адекватное распределение власти, ответственности и подотчетности в организации.
Длится он до трех месяцев (иногда больше – в зависимости от размера организации и объема решаемых задач).

4-й этап – возможен по желанию заказчика. Это этап развития клиента (организации), его способности выполнять более сложные задачи, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, развитие лидерских качеств, эмоциональной компетентности.

 

В каких случаях коучинг может быть показан владельцу компании? почему он должен из альтернативных инструментов (консультирование, обучение, консалтинг) выбрать именно коучинг?

Не должен. Может выбрать, если коучинг ему подходит.

А) Коучинг подходит тем людям, которые испытывают потребность в изменении, обучении, развитии. Добросовестный коуч откажется работать с клиентом, у которого нет этой потребности.
Б) В нашей украинской реальности владелец компании зачастую является и ее создателем. Но когда создано жизнеспособное бизнес-предприятие, следующий этап – осторожно «отпустить» компанию в самостоятельную жизнь. И тогда владелец встает перед дилеммой – получать удовольствие от достигнутого результата или создавать новый бизнес, выбрать новый вид деятельности, новую сферу интересов. Коучинг может помочь сделать принципиально новый выбор, а не клонировать компании, расширять сети, завоевывать новые территории. Либо уяснить, что всего этого Вам уже не нужно. Это тоже результат.
В) Коучинг может быть полезен в тех случаях, когда человек, до сих пор работавший в качестве наемного работника либо вольнонаемного специалиста, хочет создать свой собственный бизнес.
Г) Когда  предприниматель хочет стать инвестором.


 

Говорят, опыт - лучший наставник. В чём преимущества коучинга перед самостоятельной работой?

     В коучинге используется интереснейший психологический феномен – эффект Хотторна: любой человек, решающий свою задачу в одиночку, приходит к одному выводу. Но если ту же проблему проговаривать вслух в присутствии другого человека, процесс мышления и принятия решения изменяется. Появляются другие возможности, варианты, другое толкование окружающей реальности. С этим явлением связан облегчающий эффект исповеди у священника и дружеской беседы. Коуч – обученный специалист, может не только присутствовать, но и отслеживать Ваш процесс мышления, давать Вам обратную связь и при этом оставаться нейтральным. Не оценивать и не судить. Клиент коучу не подотчетен. Он самостоятельно принимает решения. Это взаимодействие по варианту «взрослый – взрослый».

 

Проблема зависимости коуча и клиента - становясь клиентом, не получаю ли я "привычку",  зависимость от коуча?

          Зависимость возникает при построении взаимодействия по схеме «родитель – ребенок». При взаимодействии «взрослый-взрослый» зависимость не возникает. Клиент принимает свою ответственность за себя и свои действия, коуч – свою профессиональную ответственность.
 

Обратная связь
Kонтактное лицо*:
Телефон*:
E-mail*:
Сообщение*:
* помечены обязательные поля