О коучинге подробнее. Интервью с Майком Джеем, основателем системы коучинга Coach2

О коучинге подробнее.

Интервью с Майком Джеем,  основателем системы коучинга Coach2

              Майк Джей  (http://www.mikejay.com/) – профессиональный бизнес-коуч, консультант и предприниматель. Будучи на лидерских позициях в мире бизнеса в течение 35 лет, он на своём опыте узнал, что значит иметь дело с непростыми вопросами менеджмента. Он обладает большим опытом успешной работы в бизнесе, умеет устанавливать контакты с клиентами, группами людей и организациями.
             После 15 лет работы с менеджерами высокого класса таких компаний как Exxon, EDS, Ford, General Dynamics, в 1999 году он основал свою систему обучения Coach2, реализуемую в компании “B-Coach Systems” (http://www.b-coach.com/), в которой он создал простой, доступный и ведущий к успеху способ обучения управлению и коучингу.
             В 2003 году школа коучинга «B-Coach Systems» стала основанием для более масштабного проекта – виртуального Международного Университета Лидерства (The Leadership University,  http://www.leadu.com/ ), объединившего под своей крышей множество специалистов высокого класса в вопросах коучинга, менеджмента, управления, маркетинга, обучения и развития. В 2005 году Международный Университет Лидерства начинает свою деятельность  в России.
Майк Джей является членом Международной Федерации Коучинга, членом и одним из основателей Международного Консорциума Бизнес Коучей( http://www.i-cbc.com/ )
За последние 10 лет он сам прошёл через более чем 400 часов формального изучения искусства коучинга, психологических тестов MBTI, Proscan, Emotional Intelligence, Стратегического Планирования, Теле-классов.
 

Майк – автор книг

  • «COACH2 THE BOTTOM LINE» (Коучинг  - до самой сути),
  • «Coaching as a Transformational Leadership Competency» (Коучинг как компетентность трансформационного лидерства),
  • «CPR for the soul» (Коучинг личной адаптивности для души).


Интервью, данное Майком Джеем во время семинара "Коучинг Качества"
Москва,
июль 2006 г.

 
              – Для большей части российского общества, включая бизнес-круги, коучинг все еще новинка. В лучшем случае люди скажут, что это что-то связанное с психологией, но не консультирование и не тренинг. Но в основном при упоминании слова «коучинг» возникает вопрос: «А что это?» Вы занимаетесь бизнес-коучингом с 1988 года, объясните, пожалуйста, так что же такое коучинг?
              – Я думаю, что проще всего описать коучинг как нечто, происходящее между двумя людьми. Это один признак, который отделяет коучинг от множества других вещей. Другой признак: коучинг должен быть всегда добровольным. Некоторые начальники запрашивают коучинг для подчиненных, принуждая их к нему. Но коучинг должен всегда быть добровольным. Исключительно один на один, исключительно добровольно.
           Что еще отличает коучинг? Я определяю коучинг как объективное взаимодействие между двумя людьми, в котором у коуча нет силы, подотчетности, власти, и он не несет ответственности за результаты клиента. Это позволяет коучу оставаться объективным. Коуч не руководит клиентом и не указывает ему, что делать – для этого существуют менеджеры и лидеры. В контексте бизнеса, корпоративного и управленческого коучинга коуч – это человек, обученный определять особый процесс того, как люди создают и решают проблемы. И мы заинтересованы в том, чтобы клиент развил в себе способность создавать другие типы проблем и решать их. Мы здесь не для того, чтобы говорить им, что делать, консультировать их, и нам необязательно знать больше их. Мы здесь для того, чтобы наблюдать процесс создания и разрешения проблем. Этот процесс – один из самых действенных способов, которым люди могут развить свои способности, дополнительный потенциал.
            Итак, коучинг – это добровольное взаимодействие между двумя людьми, которое помогает вам развить способности с помощью понимания того, как вы создаете и решаете проблемы. Пожалуй, это самое короткое определение коучинга, которое я могу дать.


            – Если это процесс между двумя людьми, чем коуч сильно отличается от психолога, например?
            – Да, это хороший вопрос. На самом деле наша коучинговая модель применима к консультированию, наставничеству, разрешению конфликтов. От психотерапии ее отличает то, что психотерапевт по большей части фокусируется на лечении, на прошлых событиях, которые удерживают человека от действий в настоящем. Коучинг имеет дело с человеком как с психически и психологически здоровой личностью. Психотерапия разработана для людей, у которых есть дисфункция, мешающая им быть здоровыми. Психология работает с людьми, которые не здоровы или не излечены, нуждаются в анализе событий и переживаний в прошлом, которые мешают им быть здоровыми сейчас, в настоящем. Коучинг работает из настоящего в будущее, тогда как направление психотерапии – из прошлого в настоящее. Я не знаю точно о психотерапии в России, но в Штатах и других странах психотерапевты должны иметь лицензию, проходить специальное обучение, чтобы практиковать. Это еще одна вещь, которая отделяет психотерапию от коучинга – необходимость лицензии, обучение на предмет психического здоровья, нездоровья и т.д.
 
              – Интересно. В Интернете я нашла Вашу цитату. Вы говорите: «С годами я все больше разочаровывался в коучинговой индустрии, которая целиком погрузилась в советы и «материнскую опеку». Честно говоря, я отказался от этого много лет назад и создал методологию, которая развивает возможности, а не ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ». Значит, Ваша модель Coach2 действительно отличается от других существующих моделей? Что делает Вашу модель более эффективной?
              – Благодарю за цитату. Да, действительно в сегодняшнем коучинге меня разочаровывает следующая постановка вопроса: «Я нанимаю тебя, чтобы ты сказал, что мне делать»,  или «Я нанимаю тебя как группу поддержки, чтобы ты меня подбадривал и вдохновлял», или «Я нанимаю тебя, чтобы ты решал мои проблемы». Так люди в основном думают о коучинге.
 
              – Это стереотип в большинстве стран?
              – Да, это стереотип. В общем-то я не против: все эти вещи могут быть частью большой коучинговой индустрии. Тем не менее, отличие модели Coach2 в том, что это модель развития. Мы называем ее моделью развития, потому что она сильно отличается от модели «доктор-пациент», суть которой в следующем: ты приходишь ко мне, я выясняю, что с тобой и выписываю лекарство. Мы заинтересованы в процессе построения правильного действия: правильные люди делают правильные вещи правильным образом в правильное время в правильном пространстве по правильным причинам, чтобы получить правильные результаты. Это бизнес-направленность  и бизнес-контекст – основа модели Coach2.
            Можно ли использовать Coach2 в личностном контексте и других контекстах? Конечно, это хорошая наставническая модель. Но в то же время мы сосредоточены на реальности, на ее требованиях. Дело в том, что часто не мы устанавливаем реальность, а она навязывает себя как список требований: в реальности личных отношений это требования наших супругов,  есть требования в реальности нашей карьеры, а в бизнесе требования выставляют клиенты. Поэтому наша работа – установить, есть ли соответствие, реалистичны ли ожидания человека, –  как коучи мы должны выяснить, что будет правильным действием. Именно оно установит это соответствие.
            В модели Coach2 мы добиваемся 5 эффективных последствий: возникновения осознанности, цели, компетенции, благополучия и результатов. Мы используем Модель Коучингового Взаимодействия – определяем открытия, а не пробелы, создаем возможности, разрабатываем планы, предвидим последствия этих планов и добиваемся обязательств совершить правильное действие.
             Также мы учим 5 умениям: слушанию, наблюдению, различению (умению определить, что на самом деле важно вместо того, что таковым просто кажется), моделированию и изложению. Умение излагать, в свою очередь, состоит из 5 вещей: обратной связи, вопросов, утверждений, вызовов, идей. Все это делается для того, чтобы выстроить правильное действие.
             Coach2 говорит: «Я не буду тобой руководить, твой менеджер будет это делать, а я буду тебя коучить». Таким образом, мы используем трехсторонний подход (триангулированный звучит слишком математически), что позволяет нам оставаться объективными, а подотчетность и ответственность лежит на плечах человека, он связан со своей реальностью, реальностью его менеджера или супруги, неважно. Мы же находимся в этом третьем пространстве и наблюдаем за взаимодействием между человеком и тем, у кого есть сила, кому он подотчетен. Это дает нам уникальную перспективу, которой не обладает большинство сегодняшних коучей, – возможность оставаться объективными, бесстрастными, не привязанными к результатам клиента. Именно поэтому мы видим всю ситуацию в целом и объективно оцениваем, какие дополнительные сведения нужны человеку, чтобы получить соответствие и правильное действие.
             Итак, Coach2 выстроена на практике, модель не появилась из книги или из воздуха. Я разработал ее на основе лидерского подхода для применения в организациях. Я выяснил, что и коучи, и сотрудники не знают, как давать действенную обратную связь. Коучинг для развития будет ключевым моментом, особенно в обществе, которому требуются лидеры. Это мы видим в России, и в будущем рост этого процесса будет выше в силу самой природы развития. То же самое будет происходить с Азией и с другими странами. Нам нужны люди, которые могут строить лидерство. Как это? Необходимо развить в человеке дополнительные возможности, а они вырастают из его способности видеть мир таким, какой он есть, и понимать, что с этим делать. Коучинг, как модель развития, создан именно для этого. Он не создан просто говорить: «Значит так, делай то-то, а потом ты мне позвонишь или я тебе позвоню и проверю, выполнил ли ты это». Конечно же, это некоторое руководство, это часть процесса, и это нужно делать, но вы не подотчетны коучу, а он не несет ответственности за вас. Коуч ответственен за то, чтобы вы развивали свои способности создавать и решать проблемы. Мы попытаемся помочь человеку понять, как более осознанно создавать и решать проблемы, где он может ошибаться, быть недостаточно эффективным или где его решения только частично верные. Мы работаем именно с этим процессом. А он улучшит все вокруг вас, потому что ваша реальность создается тем, чему вы говорите «да» и чему вы говорите «нет», она зависит от вашего выбора. И мы работает над тем, как вы создаете свою реальность будь то в бизнесе или личных отношениях, – мы наблюдаем за процессом создания значений и помогаем вам усовершенствовать свои способности и действия.
 
             – Очень интересно! В частности, вы упомянули, что обществу нужны лидеры. Вы основатель Международного Университета Лидерства. Расскажите, пожалуйста, какова его концепция и для кого он создан?
             –  Университет Лидерства – это виртуальная организация, что значит, мы взаимодействуем с миром посредством телефона и сети Интернет. Множество компаний и организаций не могут позволить себе специальные лидерские программы или отдел, в котором будут работать люди, ведущие тренинги по развитию лидерства. На самом деле, мы считаем, что сегодня большинство компаний таковы – они невелики по размеру, но именно они предоставляют львиную долю вакансий. Поэтому мы стараемся заполнить нишу между большой компанией со своим корпоративным университетом и отделом по развитию лидерства, и теми людьми, которые посещают семинары. Мы предоставляем людям доступ к развитию лидерства через телефон и Интернет, где бы они ни жили. Это дает нам возможность, скажем так, положить лидерство им на стол, в телефон, а позже и в сотовый телефон и в карманный компьютер (PDA).
             Мы верим, что лидерство можно изучить по байтам, а также в то, что изучить его можно только опытным путем. И наша роль – найти способ дать людям этот реальный опыт, доступ к лидерским моделям, потому что у нас есть доступ к тем, кто эти модели разрабатывает. Кроме того, глобальная сеть дает нам доступ к людям из других стран, поэтому с точки зрения культуры, люди получают широкий обзор лидерства: в одном классе могут быть студенты из Китая, Индии, Малайзии, Швейцарии или Канады, или Америки, или Мексики. В классе, который веду я, именно такие студенты. Будучи участником, вы видите как ведут себя люди из других культур, вы находитесь в экспериментально контексте и сравниваете, как осуществляется лидерство в других странах. Это глобальный проект, объединяющий людей.
              В сущности, я здесь, в России?  именно по этой причине. Люди могут работать вместе глобально, жить в местах, о которых вы и не догадываетесь, участвовать в глобальном бизнесе и иметь доступ к людям со всего мира – это часть задач, которые выполняет Университет Лидерства. Другая его задача – объединить людей, у которых есть программы по развитию лидерства, с теми, кто в них нуждается, так что мы становимся чем-то вроде трубопровода, посредника для всех, у кого есть интересные идеи, модели, чтобы они могли обсудить их со всеми, кому это действительно нужно. Таковы некоторые идеи Университета Лидерства. И мы очень рады быть в России, начать этот процесс здесь.
 
              –  Здорово, что Вы оказались здесь! Значит, модель Coach2 – одна из программ, которым Вы обучаете в Университете Лидерства.
              –   Да, это так.
 
              –  Хорошо. Тогда мой следующий вопрос такой. Есть концепция, что российский менталитет довольно сильно отличается от, скажем, американского, и поэтому модели, созданной в Штатах, может понадобиться адаптация. В связи с этим, что Вы думаете о развитии коучинга здесь?
              –  Знаете, это хороший вопрос. Думаю, я могу ответить на вопрос, который Вы не задали – что нужно сделать для того, чтобы привнести коучинг в Россию? Я отвечу на оба вопроса.
По моему мнению, Россия отлична от других стран, и в то же время похожа на них. Для большинства людей это головоломка. Тем не менее, люди в России другие и одновременно они такие же. Как человеческие существа мы обладаем одними и теми же свойствами. Отлична ли российская культура от остальных культур? Конечно, и это отличие следует уважать. Но модель Coach2 создана так, чтобы работать в разных культурах.
 
            –  Это интернациональная модель?
            –  Она действительно интернациональна! Она работает на той базе, где люди одинаковы. Русские, американцы, европейцы, азиаты, неважно кто, все создают значения. Разные ли эти значения? Да. Но мы не говорим об отличиях значений, мы говорим о том, что у русских, американцев или народов в Азии есть сам процесс создания значений. Оценить результаты этого процесса могут только люди, находящиеся в одной культуре. Наши же инструменты межкультурные, они позволяют проводить диагностику. Это очень похоже на медицину. Люди в России болеют, и люди в Соединенных Штатах болеют, микробы в России такие же, как микробы в Америке, мы применяем очень похожие лекарства. Как это могло бы происходить, если бы русские и американцы были совершенно непохожи? Это происходит, потому что по базе мы одинаковые.
В нашей модели мы обучаем людей развивать возможности. Чем создание возможностей в России отличается от того же процесса в Америке или в Европе? Неизменный признак Coach2 – это то, что модель групповая. Она не ориентирована на получение Х или Y результата. Правильное действие – основа Coach2, и правильное действие в процессе коучингового взаимодействия всегда определяется самим человеком, находящимся в своей культуре. Поэтому именно человек определяет результаты, формирует реальность, а модель помогает ему установить связь между ним самим и его реальностью.
Конечно, существуют огромные различия между Америкой и Россией.
 
              –  То, что может быть правильным действием здесь, может быть неверным там.
              – То, что является правильным действием в России, может быть прямо противоположным правильному действию в Штатах.
 
              –  Но суть в том, чтобы человек совершил это правильное действие.
              –  Точно. Другими словами, суть в том, кто совершает правильное действие. Коуч совершает его? Нет. Сам человек совершает его. Это значит, что поток ответственности, подотчетности, силы и власти течет к человеку и его системе. Система может очень сильно отличаться от малайзийской, швейцарской, английской, ирландской, шотландской, американской или мексиканской. И это неважно, потому что правильное действие рождается на местной почве. Конечно, все интернациональные вопросы определяются глобально, но важно то, что модель позволяет подогнать опыт коучинга под человека, поэтому она межкультурная и интернациональная.
 
           – Спасибо, это действительно вдохновляет. И в завершение нашего интервью, каким бы Вы поделились советом для коучей и клиентов здесь, в России?
           – Хм, хороший вопрос. Мой совет такой. Никому не избежать развития своих способностей. Двадцать ли вам лет или 50, от вас все равно будут требовать развивать их. Во-первых, найдите способ делать это и улучшить то, как вы связаны с вашей реальностью.
           Во-вторых, пусть я прозвучу теоретично, но вот что главное: счастье в мире продолжает уменьшаться. И я думаю, что причина в том, что люди не понимают, что им нужно для счастья. Поэтому, когда мы говорим о коучинге в России или коучинге в Штатах, в его основе – человеческие существа в погоне за счастьем и правильным действием. Что я советую, так это найти того, кто поможет вам оценить ваши способности быть в связи, в соответствии с тем, чего вы хотите в жизни, с вашей целью, с важными для вас людьми. И если вы найдете такого человека, это будет мощным развитием.
           Поэтому, могут ли все использовать коучинг? Да. Следует ли всем использовать коучинг, если есть возможность? Да! Как предоставить коучей людям? Здесь важно помочь людям понять, чем коучинг является, и чем он не является, мы немного говорили об этом сегодня. Помочь им понять, что коучинг может быть частью их успеха.
           Сегодня очень немногие скажут: «Нам не нужна медицина», или – «Нам не нужны врачи», или «Нам не нужно страхование», или «Не нужно заниматься своей духовной жизнью». Если вам все это нужно, то коучинг может быть частью этого. Мы думаем, что способность понимать, как мы создаем значения, как мы формулируем и ищем правильное действие, будет очень важна в будущем, где бы и кем бы вы ни работали – в промышленности, на фабрике, в сфере услуг, в службе работы с покупателями или учителем в школе! Мы все создаем значения, мы все ищем правильное действие. И коуч обучен помогать вам понимать, что это за процесс, и это станет вам хорошим подспорьем во взаимоотношениях как с самим собой, так и с другими людьми.
           С точки зрения коучинга я бы сказал: получите опыт взаимодействия с коучем, обученным по системе Coach2, попытайтесь понять, что такое коучинг и чем он отличается от консультирования, наставничества, управления и тренинга, и тогда вы поймете, сможете ли вы его использовать или нет.
 
           –  И последнее. Когда Вы говорите о развитии способностей, вы имеете в виду быть способным принимать более ясные решения, делать свою жизнь лучше?
           – Основа здесь такая: чему вы говорите «да» и чему вы говорите «нет». Как только вы поймете, чему говорить «да» и начать это делать, и чему говорить «нет» и перестать это делать, вот тогда вы покажете свои способности. Это мировая проблема. Люди не уверены, чему говорить «да» и «нет». Поэтому все дело в том, как мы делаем выбор. Модель Coach2 и коучи, обученные по ней, могут помочь людям делать лучший выбор.

 

 

Как обучиться технологии коучинга в индивидуальном формате?

Как проходит обучение  технологии коучинга в Школе коучинга? (открытый проект)

Как внедрить коучинг на уровне компании?

Как происходит коучинг всей организации?

Заказать индивидуальную коучинговую сессию

 

Перейти на главную

Обратная связь:

 

 

        Позвонить:

8 (050) 445 37 04
8 (067) 504 37 67

do_re_mi@ukr.net 

info@rost.biz.ua 

 

Задать вопрос, выслать заявку на тренинг
Kонтактное лицо*:
Телефон*:
E-mail:
Сообщение*:
* помечены обязательные поля

Обратная связь
Kонтактное лицо*:
Телефон*:
E-mail*:
Сообщение*:
* помечены обязательные поля